17, Июнь 2020

На самоизоляции люди учатся в надежде продвинуться по карьерной лестнице

Удаленка способствовала тяге сотрудников к soft skills и цифровым профессиям.

В период самоизоляции люди потянулись кзнаниям. Растет спрос как набесплатное образование намассовых открытых онлайн-курсах (МООК), так ив корпоративном сегменте.

На Coursera, поданным ресурса, вапреле этого года зарегистрировались10,3 млн человек, что на644% больше, чем зааналогичный период прошлого года. Число образовательных сессий наплатформе заапрель выросло на67%, до45млн, надругой открытой площадке (edX) — на52%, до19,2млн. Если говорить олокальных платформах,то, например, наитальянской Federica рост составил 200% посравнению споказателями зафевраль, поданным агрегатора онлайн-образовательных программ Classcentral, который ина своем ресурсе фиксировал рекордный рост.

В России спрос наобразовательные онлайн-ресурсы вцелом увеличился в3,8 раза, приводят данные мониторинга цифровой активности городов-миллионников вМТС. Ипока тяга кзнаниям продолжает расти, отмечает директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова: «В первый день лета активность наобразовательных ресурсах выросла вКазани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре иУфе более чем на80% поотношению кпоказателю 2019 года». Спрос наобразовательные сервисы компании— платформы МТС Smart University— вырос на70%. При этом 34% постоянных клиентов сервиса стали заниматься чаще, отмечает Оксана Фетисова.

В первый месяц самоизоляции посещаемость Виртуальной школы Корпоративного университета Сбербанка сотрудниками увеличилась всреднем вдва раза. Пик пришелся натретью ичетвертую недели после массового перехода наудаленную работу, отмечает ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная: «Сейчас мынаблюдаем спад активности. Ноона по-прежнему остается выше среднего на18%. Средний показатель посещаемости вэтот период— 37086 пользователей внеделю».

Число пользователей электронных курсов внутренней библиотеки «ВымпелКома» выросло с4,5тыс. вфеврале допочти 17тыс. вмае. Растет спрос как насобственный образовательный контент компаний, так ина онлайн-курсы навнешних площадках, доступ ккоторым предоставляют корпоративные образовательные платформы, отмечает начальник отдела покорпоративному обучению ивзаимодействию срегионами вкомпании «ВымпелКом» («Билайн») Мила Шавлохова.

Учатся, чтобы работать

Сама ситуация удаленной занятости для многих людей оказалась настолько непредсказуемой, что сотрудники потянулись занеобходимыми навыками, говорит ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Евгений Патаракин: «Популярностью сейчас пользуются короткие курсы поосвоению новых для многих инструментов работы наудаленке: организация конференций, совместная работа над документами, планирование идр.».

Интерес ккурсам поразвитию soft skills вырос втри раза (рост на210%), навтором итретьем местах— цифровые (рост на53%) ипрофессиональные (рост на26%) навыки, говорит Валерия Заболотная.

Наряду сосвоением профессиональных навыков пользователи действительно больше стали уделять внимания развитию soft skills, говорит Оксана Фетисова: вчастности, самоменеджменту вусловиях удаленной работы, развитию критического исистемного мышления, навыков эффективной коммуникации.

Однако, поее словам, вцелом людьми движут более долгосрочные планы. Опрос пользователей МТС Smart University показал, что в48% случаев мотивом для онлайн-образования сейчас выступает желание использовать новые возможности, которые должны появиться после окончания экономического кризиса, 20% рассчитывают, что международные компании начнут удаленный рекрутинг, такаяже доля респондентов просто опасаются потерять конкурентоспособность нарынке труда. Наиболее востребованные дисциплины— английский язык, атакже разделы знаний, связанные сИТ ифинансами.

База знаний

Спрос надистанционное образование можно объяснить втом числетем, что запертые дома люди воспользовались возможностями, которые имстали предлагать провайдеры онлайн-обучения. Чтобы увеличить аудиторию, университеты, онлайн-платформы идаже корпоративные университеты добавляли больше «человеческих» программ ивыкладывали ихв общий доступ, втом числе бесплатно.

Портал GeekBrains после ввода режима самоизоляции выложил подборку коротких видеокурсов попрограммированию, маркетингу иуправлению, атакже курсы для общего развития пофинансовой грамотности, личной эффективности исозданию презентаций. Похожие «жизненные» курсы пользовались спросом вКорпоративном университете Сбербанка: вобщем доступе для сотрудников группы предоставлены вобщей сложности 16электронных курсов, втом числе поцифровым навыкам, личной эффективности иосновам макроэкономики.

Кроме того, вусловиях, когда многие учебные заведения оказались неготовы кмассовому переходу вцифровые каналы, платформы онлайн-контента открыли бесплатный доступ кдистанционным курсам всем студентам.

Почти треть (28%) образовательных программ, которые невозможно перевести вдистанционные каналы собственными силами университетов, частично или полностью реализуются сиспользованием онлайн-платформ, говорится висследовании «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло вреальность пандемии» 2020 года НИУВШЭ. Самые популярные источники онлайн-контента для студентов— национальная платформа «Открытое образование» иCoursera.

Надолголи

Спрос студентов наонлайн-образование наоткрытых платформах может сохраниться. Международное образовательное сообщество готовится ктому, что ибудущий учебный год преимущественно или полностью переместится вонлайн-пространство, ссылаются наслова профессора изЦентра исследований высшего образования Университета Мельбурна Саймона Марджинсона вНИУВШЭ.

Рожденное вцифровой среде молодое поколение вцелом станет катализатором последовательного смещения всех форм образования вдистанционный формат, считаетдиректор дистанционного отделения ВШКУ РАНХиГС Ирина Неверова: «Отчетливо видно, что скорость обработки информации инавыки работы сдевайсами убакалавров значительно выше».

Спрос нанепродолжительные онлайн-программы ирепетиторские занятия вцифровой среде, помнению СЕО онлайн-школы для занятий срепетиторами «Тетрика» Николая Спиридонова, поддержат ихценовая доступность иотсутствие сопутствующих расходов.

Останутся вонлайне иформаты микрообучения корпоративных университетов, полагает Валерия Заболотная: «Если пользователя интересует вопрос «здесь исейчас», ему гораздо удобнее прибегнуть кпомощи онлайн-микрокурса, который избавит отнеобходимости тратить время надорогу».

Однако отказаться отофлайна полностью, поее словам, непредставляется возможным.Он, возможно, перейдет всегмент премиум, ноостанется востребованным.

Например, вкорпоративном образовании очное обучение решает задачи, требующие личного присутствия, полной вовлеченности иглубокого погружения, говорит Валерия Заболотная.

В19,7% вузов, поданным НИУВШЭ, есть образовательные программы, врамках которых хотябы один курс неможет быть переведен вдистанционный формат— например, химическая технология иклиническая медицина требуют специального оборудования илабораторий. Кроме того, психологически преподавателям истудентам зачастую необходим личный контакт, чтобы оценить эффективность учебного процесса.

На сопротивление инеприятие слушателей наталкивается ипрямая замена очной формы обучения надистанционную вполноценных программах дополнительного профессионального ибизнес-образования, втом числеМВА, ЕМВА, говорит Ирина Неверова: «Мешают отсутствие активной коллаборации ссокурсниками, инсайтов очных дискуссий, вопросы ккачеству дистанционного обучения ипросто привычка».

Пока рост числа слушателей МООК отражает лишь интерес пользователей кобразованию, ноне намерение ивозможность полностью пройти образовательный курс дистанционно, говорит научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова: «До эпидемии COVID-19 немногие доходили доконца обучения. Поразным оценкам, отсев сМООК обычно составляет до90–94%».

Автор:
Ирина Лаврова.

Источник